• ПН-ПТ с 09.00 до 20.00

  • Лицензия таможенного представителя № 1340

Таможенный брокер: кто достоин?

Институт таможенных брокеров сформировался в нашей стране относительно недавно, вместе с переходом на новую систему экономических отношений. Многие эксперты и ученые высказывают мнение, что государство должно сделать все, чтобы освободиться от лишних посредников между государством и бизнесом. Однако посреднические и консалтинговые организации существовали еще испокон веков и далеко не каждый участник внешнеэкономической деятельности готов полностью взвалить на свои плечи все сложности общения с таможенными органами.

Конечно, никто не отрицает необходимость дальнейшего упрощения модели взаимодействия между бизнесом и таможней. Процесс этот должен иметь двунаправленный характер: возможно в обмен на более глубокий контроль со стороны таможни, участники трансграничной торговли хотели бы получить более прозрачную систему формирования таможенных рисков и, возможно более справедливого назначения той самой «проходной цены», при которой риск должен срабатывать.

Но даже при четко отлаженной модели взаимодействия бизнеса и государства в таможенных отношениях, институт таможенных брокеров или представителей по-прежнему сохраняет свою популярность на Западе. Казалось бы, эта часть мировой экономики ушла далеко вперед от нас и реки и берега должны там состоять из соответствующих привлекательных материалов, и для «договориться с таможней» простому бизнесмену достаточно нажать пару кнопок на компьютерной клавиатуре.

Однако, во многих странах мира таможенные брокеры предлагают консультации и оказание услуг для импортеров и экспортеров уже в течение сотен лет. В некоторых других регионах, в частности на пространствах бывшего Советского Союза, таможенный брокер, по сути, является только зарождающейся профессией. В то же время в некоторых странах таможенных брокеров, как сервис-провайдеров, специалистов по оказанию услуг просто не существует.

Практика таможенного оформления, концентрируемая в рамках Всемирной таможенной организации, показывает, что там, где есть таможенные брокеры, наблюдается тенденция к лучшей организации совместной работы государства и бизнеса, большего понимания функций таможни со стороны участников внешнеэкономической деятельности, повышения качества предоставляемых услуг для импортеров и экспортеров, и улучшение окружающей среды, в которой ведется торговля внутри страны. Начиная с 1990 года, таможенные брокеры из разных стран мира делегируют своих представителей в Международную федерацию ассоциаций таможенных брокеров (IFCBA), которая начиная с мая 2009 года, публикует лучшую с ее точки зрения практику лицензирования и работы квалифицированных таможенных представителей. IFCBA поддерживает создание прозрачной, подотчетной и последовательной системы лицензирования таможенных брокеров соответствующими государственными учреждениями по всему миру. В этой статье приведены лишь несколько принципов, разработанных и утвержденных IFCBA для лицензирования таможенных представителей.

Опыт IFCBA является действительно ценным, так как за десятки лет существования институтов таможенного брокерства в развитых странах, ими пройден колоссальный путь, и агрегация этого опыта может помочь избежать ненужных ошибок. Кроме того целью IFСBA является достижение глобальных улучшений в таможенной политике по всему миру. Международное торговое сообщество признает заслуги ассоциаций таможенных брокеров, придавая им одну из центральных ролей в мировой торговой системе.

Благодаря развитой системе коммуникаций и информирования своих членов, IFCBA постоянно находится в курсе последних изменений торговой и таможенной политики во всем мире. Благодаря регулярным встречам и конференциям, участники ассоциаций предлагают друг другу лучшие способы ориентации в вопросах, являющихся жизненно важными в упрощении торговых процедур и повышению безопасности. Кроме того, совместная работа таможенных представителей из разных стран может помочь открывать свой бизнес в этой области новым участникам, повышает репутацию уже действующих участников рынка оказания таможенных услуг и позволяет им занять твердые позиции в обеспечении глобальных цепочек поставок.

Следующая встреча-конференция IFCBA намечена на 2014 год. Она будет проводиться в Корее. На ней участники рынка обсудят лучшие способы информирования и обмена опытом по вопросам, имеющим жизненно важное значение в упрощении торговых процедур и обеспечении безопасности.

Также IFCBA является членом консультативной группы частного сектора Всемирной таможенной организации. Ее представители активно участвовали в обсуждении рамочных стандартов оказании таможенных услуг, инициатив по повышению экономического потенциала стран-участниц и содействия международной торговле. Первоначально Меморандум о взаимопонимании между ассоциациями таможенных брокеров и советом таможенного сотрудничества был подписан в 1993 году, а в июне 2010 года IFCBA подписала новый меморандум о взаимопонимании с Всемирной таможенной организацией.

В рамках своей деятельности по улучшению международных торговых процедур IFCBA опубликовала рекомендации по лицензированию таможенных брокеров. Признавая, что качественное образование и обучение таможенных представителей и их клиентов являются краеугольными камнями построения частного сектора, который может быть эффективным партнером в области безопасности и упрощения таможенных формальностей, IFCBA и ее ассоциации-члены играют ведущую роль в обеспечении обучения в таможенной сфере для частного сектора. IFCBA считает, что необходимо развивать тесное сотрудничество между государственным и частным секторами, которое должно привести к достижению взаимной выгоды, в том числе обеспечении баланса между безопасностью и соблюдением интереса государства и упрощением таможенных процедур и уменьшении связанных с таможенным оформлением затрат. В понимании Всемирной таможенной организации «Лучшие мировые практики» представляют собой такие методы и приемы, которые неизменно показывают результаты выше, чем достигнутые с помощью других средств, и которые используются в качестве ориентиров.

Так одной из тем, рассматриваемой ВТО в рамках таможенно-делового партнерства, стало создание документа «лучших практик», в котором рассматривается вопрос, в котором зачастую лежит основной камень преткновения между таможенными органами и частным сектором, а именно — лицензирование таможенных брокеров. В совместном исследовании отмечено, что на ранних стадиях проекта “лучшие практики” предусматривал создание базы данных о существующих принципах лицензирования таможенных брокеров в странах, представленных в IFCBA. Общий принцип лицензирования брокерской деятельности таможенными органами состоит в том, что такое регулирование является обязанностью правительственных органов. Следует признать, что такое регулирование может быть различным для отдельных лиц и / или субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели, юридические лица или корпорации).

Практические рекомендации IFCBA, касающиеся сферы таможенных брокеров из суммированной практики включают следующее:

  • Участники внешнеэкономической деятельности могут использовать только таможенных представителей в качестве третьей стороны при формировании отношений с таможней.
  • Участники внешнеэкономической деятельности, действующие при таможенном оформлении от своего имени должны соответствовать тем же стандартам знаний, что и таможенные представители.
  • Лицензированные таможенные представители могут направлять и контролировать работу сотрудников компаний – участников внешнеэкономической деятельности, выполняющих обязанности по таможенному декларированию или осуществляющих бухгалтерские функции.
  • Таможенные представители должны нести солидарную ответственность со своими клиентами для оплаты пошлин и налогов.

Модель наилучшей практики рекомендует обеспечение следующих требований к индивидуальному предпринимателю, или, по крайней мере, к одному партнеру в товариществе, или, хотя бы к одному сотруднику корпорации, при подаче заявки на получение лицензии таможенного брокера: такой человек должен быть гражданином страны или постоянным жителем, достичь законодательно определенного возраста совершеннолетия. Кроме того он обязан подтвердить минимальные требования к опыту, которые заключаются обычно в работе по специальности на протяжении, как правило, 3-5 лет или успешного завершения программы обучения в соответствии с требованиями законодательства по таможенному регулированию. Кроме того, рекомендуется, чтобы такой человек успешно прошел процедуру проверки соблюдения таможенного законодательства и не привлекался к ответственности за нарушения серьезного характера, связанные с импортом или экспортом. Также IFCBA рекомендует правительственным органам получать от заявителей на получение лицензии таможенного брокера подтверждения финансовой стабильности (такими доказательствами могут быть прошлые и текущие финансовые отчеты).

Кроме того, в случаях, когда оплата производится от имени экономического оператора, таможенный представитель должен предоставить финансовые гарантии или залог в соответствии с законодательными или другими требованиями. Однако модель передовой практики лицензирования таможенных брокеров IFCBA не ограничивается только регулированием процедуры вступления в профессию. Рекомендуется также, чтобы обладатели лицензий таможенных брокеров соблюдали следующие принципы:

  1. В целях защиты интересов клиента, таможенные брокеры должны установить стандарты профессиональной практики, соответствующие национальной деловой практике и законодательству.
  2. Знания и навыки, необходимые для таможенного брокера лучше всего приобретаются и развиваются путем постоянного профессионального развития. Профессиональное обучение в этой отрасли может включать в себя курсы, семинары и презентации, предоставляемые ассоциацией таможенных брокеров, а также корпоративное внутрифирменное обучение, неформальное обучение по месту работы или деятельности, а также высшее образование в признанных национальных учебных заведениях.
  3. Таможенные брокеры должны демонстрировать постоянную финансовую стабильность.
  4. Таможенные брокеры должны постоянно демонстрировать высокий уровень соблюдения таможенного законодательства.
  5. Обучение таможенных брокеров, в том числе электронное обучение, должно быть широко доступно.
  6. Приостановление или аннулирование лицензии таможенного брокера должно предусматривать процедуру обжалования. Ни приостановление, ни прекращение лицензии не должно происходить до завершения апелляционного процесса.

IFCBA поддерживает создание прозрачной, подотчетной и последовательной практики режимов лицензирования таможенных брокеров соответствующими государственными учреждениями по всему миру. Отступление от лучших мировых практики и отрыв страны от мирового процесса будет негативно влиять на весь процесс таможенного оформления и на профессиональное сообщество таможенных брокеров, а кроме того и на тысячи импортеров и экспортеров, которые зависят от высокого уровня обслуживания своими таможенными брокерами.

Бесплатная консультация
х